Новый ГОСТ по отзыву автомобилей. Что изменится после 30 ноября

Автор статьи
Александр Дубровский
Время на чтение: 4 минуты
АА
Есть вопросы?

Получите консультацию автоюриста:

8 (800) 350-29-83 - Регионы России
8 (499) 938-45-81 - Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 - Санкт-Петербург и Лен. обл.

Это быстро и бесплатно!


Фото: Mitsubishi РОЛЬФ Восток

Росстандарт и ФГУП «НАМИ» утвердили новый ГОСТ 34725–2021 «Отзыв продукции автомобилестроения. Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов». К нему, помимо России, присоединились Армения, Белоруссия, Киргизия и Узбекистан. Стандарт вводят в действие с 30 ноября 2021 года с правом досрочного применения.

В Росстандарте отмечают, что отзыв продукции является важнейшим элементом процесса обеспечения безопасности продукции во многих странах мира. Однако унифицированные требования в автомобильной отрасли до настоящего времени отсутствовали как на международном, так и на национальном уровне. ГОСТ поможет регулировать порядок проведения отзывных кампаний. Документ включает общие правила, терминологию и руководство, а также критерии оценки риска. Требования по отзыву дефектных комплектующих могут быть возложены на автопроизводителя, их поставщика или продавца.

Три уровня опасности

В стандарте описаны 3 градации риска: низкий, средний и высокий. Они оцениваются по двум показателям: тяжести опасных событий и их вероятности. Возможность в документе делится на маловероятную, вероятную и частую. Тяжесть событий зависит от ущерба, который может повлечь какой-либо дефект, и от того, какой был нанесен вред здоровью, имуществу и окружающей среде.

Низкий уровень опасности определяется тем, что брак не сильно влияет на функциональные характеристики автомобиля и не наносит вреда экологии и здоровью людей. Средний — означает, что транспортное средство остается управляемым, дальнейшая эксплуатация может привести к опасным событиям с высоким уровнем тяжести. Высокий уровень риска присваивается тем дефектам, которые влекут за собой полный отказ системы и наносят значительный вред здоровью или приводят к ощутимому загрязнению окружающей среды.

Читайте также:  «Культура вождения, как в джунглях». Как оправдываются обочечники


Фото: АвтоГЕРМЕС

Отзывы будут добровольными и принудительными

ГОСТ предусматривает три вида отзыва в зависимости от вовлеченности Росстандарта. Добровольный отзыв инициируется производителем, если получена информация о дефектах, не превышающих первый — самый низкий — уровень риска. В этом случае изготовитель самостоятельно проводит все проверки и контролирует «корректирующие мероприятия». Второй тип отзывной кампании по ГОСТу — «добровольный под надзором». Подобная кампания запускается, если зафиксирован второй уровень опасности. И, наконец, принудительный отзыв. Его объявляют, если автопроизводитель не согласовывает с Росстандартом отзывные мероприятия либо отказывается их проводить.

Зачем нужен ГОСТ

Одной из причин появления ГОСТа стало нежелание автопроизводителей проводить официальные отзывы. Помимо этого, в России некоторые автоконцерны уже перевели отзывные кампании в цифровой формат. Для остальных Росстандарт до конца года должен разработать систему личных кабинетов. С их помощью производители смогут направлять информацию по отзыву онлайн, а владельцы машин будут узнавать о подобных кампаниях по VIN-номеру на портале Госуслуг.


Фото: FAVORIT MOTORS

Вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко пояснил, что ГОСТ позволит регламентировать инициативы по отзыву автомобилей.

«Без ГОСТа — это самодеятельность. Находятся группы экспертов, ставится задача: доработать автомобиль. Мы несколько раз выступали на стороне импортера — защищали и оспаривали экспертизу по замене автомобиля. Эксперты выворачивали экспертизу в свою пользу. А ГОСТ как раз не позволит этого делать. То есть, чтобы эксперт не «напридумывал», в ГОСТе будут указаны определенные стандарты: в каком порядке меняется автомобиль, в каком ремонтируется и так далее», — уточнил эксперт.

Подготовлено по материалам © Источника

Не нашли ответа? Остались вопросы?

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *

8 (800) 350-29-83 - Регионы России
8 (499) 938-45-81 - Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 - Санкт-Петербург и Лен. обл.

* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!

Рейтинг автора
Автор статьи
Александр Дубровский
Журналист, эксперт МАДИ. Независимый обозреватель "За рулём", "Авторевю" и "АвтоВести".
Написано статей
575
Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Добавить комментарий