Парковка для инвалидов: размеры по ГОСТу

Автор статьи
Сергей Гончаров
Время на чтение: 2 минуты
АА

Для граждан с ограниченными возможностями наличие собственного автомобиля означает свободу передвижения – в России общественный транспорт почти не оборудован специальными приспособлениями для инвалидов. Но государство позаботилось о том, чтобы на каждой автостоянке были выделены специальные места для лиц с инвалидностью. Такие зоны должны отвечать требованиям, закрепленным на законодательном уровне.

Далее рассмотрены основные вопросы, касающиеся организации парковочных мест для нетрудоспособных граждан, в том числе – каковы размеры парковки для инвалидов по ГОСТу.

Знак парковки для инвалидов

Количество машино-мест

В соответствии со Сводом правил 59.13300 на каждой парковке выделяется не менее 10% от общей площади под автоместа для инвалидов (но не меньше 1 места), включая 5% спецмест для транспортных средств нетрудоспособных лиц в инвалидной коляске. Расчет проводится следующим образом:

  • до 100 мест – 5%, но не меньше одного;
  • 101-200 – 5 автомест плюс 3%;
  • 201-1000 – 8 машино-мест плюс 2%;
  • От 1001 – 24 места и дополнительно 1% на каждые последующие 100 автомест.

Где устанавливаются знаки

В соответствии с ГОСТ Р 52289 и ПДД парковка для инвалидов обозначается специальными знаками на дорожном полотне стоянки, а также на вертикальной поверхности высотой не меньше 1,5 метров (знак «Стоянка для инвалидов» по ГОСТ Р 12.4.026) – стене, стойке. Эти правила необходимы не только для самих нетрудоспособных лиц, но и для прочих категорий водителей, чтобы они не ставили свои авто на непредназначенные для них места.

Разметка парковки для инвалидов

Дорожная разметка наносится краской или термопластиком. Специалисты рекомендуют размещать обозначение на асфальте не посередине машино-места, а пониже, чтобы автомобилист рассмотрел его раньше и мог видеть его даже после парковки машины.

Справка: Следование этому правило позволяет легко находить специальные автоместа и штрафовать тех водителей, которые занимают их незаконно.

Стойку с дорожным знаком «Парковка для инвалидов» (размер стандартный) следует располагать по центральной линии самого автоместа, чтобы в зимний период, когда разметку можно не увидеть, нетрудоспособные граждане ориентировались на спецуказатель и придерживались правил паркинга. Такое обозначение устанавливается на каждом парковочном месте.

Читайте также:  Где обжаловать штраф за парковку?

Размеры машиномест для инвалидов

Важно знать: Поверхность специализированных автомест должна быть ровной, твердой и гладкой. Покрытия с неоднородной поверхностью (к примеру, из гравия) недопустимы.

Расположение относительно пандуса

Машино-места для автотранспорта нетрудоспособных лиц рекомендуется располагать поближе ко входу в здание, но не дальше 50 метров, вблизи жилых домой – не дальше 100 метров. Желательно их разместить с той стороны, где находится пандус.

Внимание: Зоны для остановки специальных видов общественного транспорта, предназначенного только для лиц с инвалидностью (соцтакси), необходимо организовать не далее 100 м от входа в общественные учреждения.

В СП 59.13330 указаны обновленные размеры паркинга и задается варианты его обозначения. Разметка автомест для инвалидов в кресле-коляске выполняется по габаритам 6,0х3,5 м – это позволяет создать безопасную территорию сбоку и сзади автомобиля – 1,2 м. Такие размеры обусловлены наличием дополнительной дорожки для возможности проехать на инвалидной коляске, чтобы гражданин мог полностью открыть двери, достать кресло, сесть в него и проехать между другими авто.

Дорожка от парковки до входа

Зона шириной 1,2 м, выделенная для проезда кресла-коляски, также обозначается специальной разметкой для выдерживания определенного расстояния между автомобилями. При наличии такого обозначения другие автомобилисты не вправе ставить свои машины между машинами нетрудоспособных граждан – для этого могут быть использованы диагональные линии на асфальте, похожие на разметку островков безопасности.

Если к безопасной территории примыкает тротуар, то он должен быть оборудован бордюрным пандусом или бортовой камень должен быть ниже стандартного – это обеспечивает свободный заезд лица с инвалидностью на пешеходную зону. При этом пандус следует изготавливать из покрытия, которое обеспечит удобный переход с парковки на тротуар.

Важно: Покрытие на всей территории, оборудованной для граждан с инвалидностью, должно быть нескользким.

Расположение на стоянках разного типа

Если паркинг многоуровневый, то автоместа для лиц с инвалидностей необходимо располагать на этаже, который ближе всего к поверхности земли. Их необходимо группировать возле лифтов и выхода. Подъемники для перемещение нетрудоспособных граждан в инвалидной коляске обеспечивают связь парковки с другими этажами здания. Такие специальные приспособления должны быть отмечены спецобозначениями.

Читайте также:  Правильная парковка задним ходом в гараж

Кроме отдельных стоянок, паркинг для инвалидов может размещаться и вдоль проезжей части общего пользования. Но при этом предполагается выполнение несколько критериев:

  1. Специализированные парковочные автоместа вдоль транспортных коммуникаций следует располагать при уклоне автодороги меньше 1:50.
  2. Паркинг для нетрудоспособных лиц не допускается оборудовать на обочинах дорог. Это не соответствует требованиям безопасности – гражданин, выходя из машины, может сразу оказаться на проезжей части. Стоянку следует оборудовать только в «карманах» дороги.
  3. Габариты парковочных мест, которые располагаются параллельно бордюру, должны предусматривать доступ к задней части машины в целях использования пандуса или подъемника.

Таким образом, размеры знака «Парковка для инвалидов» по ГОСТу обеспечивают оптимальную организацию парковочного места для нетрудоспособного гражданина. Законодательство предусматривает обустройство автостоянок для лиц с инвалидностью.

Остались вопросы?

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая и техническая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Рейтинг автора
Автор статьи
Сергей Гончаров
Автоюрист. Журналист, член Общественного совета при ГИБДД.
Написано статей
117
Помогла статья? Оцените её
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
Загрузка...
Добавить комментарий